"Если вы не управляете своим бизнесом, ваш бизнес будет управлять вами."

Б. Форбс, американский издатель

Краткий сравнительный анализ программ размещения

Если вы не ведете статистику - вы не управляете бизнесом. А статистика - следствие учета, который начинается с регистрации заявок и размещения отдыхающих.

Вопрос этот объемный, одной публикацией не раскрыть. Но любой путь начинается с первого шага, которым может стать этот наш скромный обзор.

Любое сравнение предполагает набор определенных характеристик, по которым производится сравнение. В нашем случае был использован следующий их перечень:

1. Шахматка:
·        возможность группировки однотипных номеров.
·        уровень иерархии группировки номеров (корпуса, типы номеров,…).
·        количество тарифов.
·        учет уборки в номерах (горничные)
·        учет несезонности (закрытие номеров на бронирование в несезон).
·        структура тарификации:
         -   типы основных мест (взрослые, дети, …)
         -   типы дополнительных мест (диваны, раскладушки, …)
​​
2. Модуль бронирования для сайта:
·        формирование групп номеров
·        ограничение по времени доступности номеров для бронирования
·        техника размещения (интернет адрес, код виджета,…)
·        скриншот реального примера в форме бронирования
​​
3. Контроль и оценка работы персонала.

4. Уровень оперативности связи с разработчиком:
·        чат (в реальном времени)
·        эл.почта
·        телефон
·        мессенджер
·        что-то другое…
​​
5. ADS:
·        количество сервисов для подключения
·        уровень автоматизации:
·        Полная (автоматическое бронирование – аннулирование)
·        Частичная (аннулирование вручную)
·        Нет (брони вносятся в шахматку вручную)
​​
6. Партнерский доступ:
·        резервирование номерного фонда партнеров
·        форма доступа партнеров к своему фонду (прямой доступ или через ресепшен)
​​
7. ФМС:
·        только экспорт в программу ФМС (какую)
·        прямая выгрузка
​​
8. Отчеты:
·        цели (маркетинг, ресепшен, директор, горничные, …)
·        форма представления (таблицы / графики)
·        глубина (максимальный диапазон дат: месяцы, годы …)
​​
9. Размещение on-line / off-line (в облаке, локально)
​​
10. Оплата брони через интернет (эквайринг).

11. Цена:
·        сумма (ценообразование)
·        порядок оплаты (одноразово, за период)
​​ 
Все сведения по этому списку, которые удалось собрать за месяц проведения анализа, были собраны в одну таблицу:  
К сожалению, далеко не у всех разработчиков на сайтах представлена полная и конкретная информация о возможностях их программных средств. Отсутствие у подавляющего большинства демоверсий или полноценных видеопрезентаций также не добавило пользы в процессе анализа. Неполноценная, а у некоторых и практически отсутствующая, обратная связь послужила дополнительным препятствием в сборе сведений. Отсюда такое большое количество вопросов в клетках сводной таблицы.

В этом плане стоит отметить фирму TravelLine. С первого же обращения с вопросами, что называется "двери распахнулись с распростертыми объятиями". Если вопрос не решался "на лету" - он находил продолжение в переписке.

Анализ собранной информации выявил ряд тенденций. Во-первых, массовое «переселение» программ в интернет. Еще 5 лет тому назад доля облачных реализаций составляла менее половины всех предложений. Сейчас это подавляющее большинство. И в этом есть объективные причины. Основных три.

   Первая состоит в том, что интернет коммуникации стали основным источником заявок и броней. Т.е. наличие интернет связи является сегодня обязательным условием функционирования любого отеля.

   Вторая причина в экономии и повышении надежности. Программное обеспечение разработчика размещается на мощных интернет серверах с энергетической и антивирусной защитой. Такой уровень надежности не доступен ни одному отелю в локальной реализации (на своих локальных компьютерах).

Все расходы по содержанию, техническому и системному обслуживанию оборудования осуществляют хостинг провайдеры, полностью освобождая отели от этих проблем. Отелю достаточно иметь нетбуки (компьютеры для работы через интернет), стоимость владения которыми в 2 – 3 раза меньше стоимости моделей для офлайновой работы.

Многие разработчики адаптировали свои программы к мобильным устройствам, что позволяет работать с ними, вплоть до мобильных телефонов. Тенденция «мобилизации» продолжится и дальше, до полного проникновения во все средства управления курортным бизнесом.

   Третья причина – отсутствие привязки к конкретным рабочим местам. Возможность работы с интернет-программами в любом месте оказалась особенно актуальна в условиях пандемии.

Если тенденция «переселения» программ в интернет стала очевидной, то в части специализации разработчиков по нишам деятельности отелей все еще далека от устоявшейся.

Как правило, авторы самых дорогих программ стремятся покрыть весь спектр отелей, как по специализации, так и по численности номерного фонда. Достоинство этих разработок в обширной функциональности, но оборачивается она сложностью в эксплуатации и неоправданной дороговизной.

Другая крайность – попытки захватить рынок малых отелей за счет низкой стоимости, что приводит к созданию программ частичной автоматизации. В итоге в отеле остается много ручной рутинной работы, которая не имеет перспективы полной автоматизации. В большей степени это касается передачи отчетов в ФМС, он-лайн бронирования и взаимодействия с букингами.

Обнаружилось также присутствие на нашем рынке незначительного числа иностранных русифицированных программ для малых отелей, существенно уступающих отечественным разработкам, как по функциональности, так и по специфическим особенностям российской практики. В первую очередь это касается отчетов в ФМС.


Список модулей комплекса "Отеликс"
Любой сравнительный анализ преследует определенную цель. Если она в поиске наиболее экономичного решения для начальной автоматизации с учетом долгосрочных перспектив – стоит обратить внимание на комплекс Отеликс (https://otelix.pro/). Бесплатный вариант работы с шахматкой, отсутствие ограничений по численности персонала и номерного фонда, неплохая перспектива функционального наращивания на приемлемой коммерческой основе. Все это заметно выделяет программу на фоне аналогов.

Вы можете начать с шахматки и поэтапно подключать остальные модули по мере освоения технологии. При этом можете остановиться на любом этапе с учетом накопленной регулярной стоимости пользования продуктом. Так, в составе из 5-и компонентов: Менеджер он-лайн продаж, Автоматический расчет скидки, Отчеты руководителя, Гости и Работа с тур агентствами, — стоимость владения, при ежемесячной оплате, составит 3 550 рублей. Однако, при оплате за год сумма 42 600 руб. сокращается на 25% и составит 31 950 руб.


Для цели полнофункционального использования программного комплекса с самого начала стоит рассмотреть «Отель МС». Изначально этот продукт создавался разработчиками для группы собственных отелей, был успешно обкатан на практике этих отелей, и только потом пришло решение выставить программу на продажу. Если все остальные разработчики создают программы только на продажу, не имея собственного отельного бизнеса, то Отель МС создан, как продукт для себя. Подробнее с программой можно ознакомиться в презентации по этой ссылке https://youtu.be/2mI2PqsCepo (время просмотра 53 минут).

Функционал Отель МС ограничен рамками обслуживания клиентского потока. В нем нет расчетов по питанию и маркетинговых процедур общения с клиентами. Если попытаться провести сравнение, хотя это весьма условно, Отель МС близок по составу модулей Отеликс, описанному выше, но вдвое дешевле при годовой оплате.

Не стоит считать существенным достоинством Отеликс присутствие в нем модуля расчета питания, как и недостатком, отсутствие такого модуля в Отель МС. В отличие от шахматки, функциональная необходимость которой для отеля неизбежна, питание - элемент инородный. Попытки привязать его к фундаментальным бизнес-процессам отеля приводят к дополнительным затратам и сложности в обслуживании. Вместе с тем, это не означает, что невозможны прецеденты успешного использования такого симбиоза.

Подводя итог, остается констатировать факт: прежде чем принять решение в выборе программы стоит проконсультироваться с независимыми экспертами.